2.a.ii Калипер (суппорт, тормозная машинка)
По конструкции представляет из себя обычный велосипедный дисковый тормоз с подвижными колодками, на Pro версии – с неподвижными.
Возможные неисправности:
- не тормозит/шоркает
- то шоркает, то не шоркает
Решение:
Для обычной версии m365 – переборка и настройка. Для Pro – только настройка
Переборка
Ч1 — Разборка:
- полностью выкрутить зажим тросика
- ослабить винт, прижимающий рычаг тросика (на снятом это сделать уже проблематично)
- открутить два винта, крепящих суппорт к раме, снять суппорт
- на 2-3 оборота выкрутить стопорный винт (шестигранник на 2), который фиксирует внутреннюю колодку
- полностью выкрутить держатель внутренней колодки, отделить от него колодку
- полностью выкрутить винт, прижимающий рычаг тросика
- снять рычаг тормоза, пыльник и возвратную пружину
- ВНИМАНИЕ! Аккуратно вытащить повортно-разжимной механизм из суппорта. Во время доставания могут вывалиться 3 шарика – их легко потерять.
Ч2 – Подготовка
- Если колодки сточены наискосок или имеют ступеньку – выровнять наждаком или напильником
- Последовательно наждаком 400, 600, 800 отполировать тыльные стороны колодок и соответствующие прижимные части. Это нужно для обеспечения вращения колодок, т.к. с завода они идут с наплывами краски.
- Если на поворотно-разжимном механизме есть острые задиры – спилить напильником.
- Проверить плоскости соприкосновения суппорта и рамы, суппорта и болтов. которыми он прикручивается к раме. Если есть наплывы краски или металла – выровнять напильником. Необходимо для того, чтобы в процессе настройки суппорт не съезжал влево или вправо при затяжке болтов. Очень часто встречаются наплывы на самом суппорте, со стороны рамы.
Ч3 – Сборка
- Смазать литолом/графиткой шарики
- Собрать поворотно-разжимной механизм
- Смазать литолом/графиткой обратную сторону колодки и примагнитить её к поворотно-разжимному механизму. (если колодки разной степени износа – выбрать самую тонкую)
- Вставить собранный поворотно-разжимной механизм в суппорт. Проверить, что он в сжатом состоянии
- Смазать литолом/графиткой держатель внутренней колодки, примагнитить колодку
- До упора вкрутить внутреннюю колодку (иначе при дальнейшей сборке шарики могут выйти из лунок)
- Установить возвратную пружину и пыльник
- Приложить рычаг тормоза, вставить в него хвостик пружины
- Провернуть против часовой стрелки рычаг тормоза, так чтобы пружина немного поджалась, и надеть его на шестигранную часть поворотно-разжимного механизма
- Закрутить болт прижимающий рычаг тормоза
- Выкрутить внутреннюю колодку так, чтобы она сравнялась с внутренней плоскостью суппорта
- Установить суппорт на раму и прикрутить винтами, но не до конца – так, чтобы суппорт оставался подвижным
- Прикрутить зажим тросика, но так чтобы тросик остался подвижным
Настройка
- до упора вкрутить регулировку тросика
- зажать тросик так, чтобы наружная колодка на 0.5 выходила из суппорта
- до упора закрутить внутреннюю колодку, при закручивании проверять, что суппорт сдвигается, выравниваясь относительно диска
- ВАЖНО! Если не хватает хода регулировки положения суппорта относительно диска (чаще всего для заднего болта), то нужно открутить колесо, вынуть ось из посадки в раме и провернуть на 180 градусов (фрезеровка посадочных на оси очень часто бывает неточной, а от этого зависит наклон колеса относительно рамы и как следствие – угол между диском и рамой)
- Зажать ручку тормоза (без фанатизма!) и закрутить болты, крепящие суппорт к раме.
- Открутить внутреннюю колодку, и убедиться что диск не задевает наружную колодку. Если задевает – повторить начиная с п.2, уделив так же внимание п.4
- Постепенно закручивать внутреннюю колодку, как можно ближе к диску, но чтобы не шоркало)
- Зажать ручку тормоза и затянуть стопорный винт (шестигранник на 2 или 2.5 в случае Pro)
- Проверить, что внутренняя колодка не цепляет диск. Если цепляет – повторить п.7-8. Чаще всего это происходит, если отсутствует фторопластовая вставка между колодкой и стопорным винтом. Часто отсутствует с завода…
- Ослабить зажим тросика
- Вручную начать поворачивать рычаг тормоза, и затянуть зажим тросика как можно ближе к моменту, когда колодка начинает цеплять диск. ВНИМАНИЕ! Если при повороте рычага давить на него внутрь суппорта, то колодка прижимается к диску, нужно этого избегать 😊
- Откручивая регулировку тросика, добиться тонкой подстройки тормоза.
Всё сделали по инструкции, на стенде не цепляет, а при езде иногда начинает а иногда перестаёт?
Начали люфтить подшипники колеса. Лечится либо увеличением зазоров колодок, либо заменой подшипников, если с увеличенными зазорами тормоз уже перестаёт тормозить. Часто встречается на Pro версии. В результате настройки при резком нажатии на ручку тормоза на скорости около 10км/ч колесо должно полностью блокироваться.